Мой пост из "Словарика" специализированого сайта.
Детонация, фр. detoner - взрываться, лат. detono - гремлю.
Известно, что для достижения наивысшей мощности двигателя следует повышать скорость распространения фронта пламени после воспламенения горючей смеси. Однако эта скорость не должна превышать скорость звука, поскольку в этом случае характер горения приобретает взрывные свойства. Это явление, известное как детонация, может стать причиной повреждений двигателя. Детонация возникает обычно в случае, когда октановое число топлива не соответствует степени сжатия двигателя.
Взрывное горение, может происходить до возникновения детонации, как еще один сбой в процессе горения. При движении поршня к ВМТ газы, удаленные от точки воспламенения, нагреваются движущимся на них фронтом пламени. Сочетание роста давления, встречного движения газов и фронта пламени с нагревом газов может привести к объемному самовоспламенению, что вызывает резкий скачек давления. По симптомам явление не отличается от детонации, но имеет иную физическую природу.
Сочетание взрывного горения с детонацией. Оба явления сопровождаются характерным дребезжащим шумом. Они возникают прежде всего при полной нагрузке двигателя. Поскольку часть энергии бесполезно расходуется на шум и повышение температуры, мощность двигателя падает. В серьезных случаях, при длительном воздействии, приводит к прогару днища поршня.
На возникновение обоих явлений оказывают влияние следующие факторы.
- неудачная конструкция камеры сгорания, когда не обеспечивается ее эффективное охлаждение, особенно периферийных от свечи зон. Кроме того камера должна обеспечить интенсивное завихрение смеси в процессе сжатия.
- состав смеси. Бедная смесь более склонна к детонации, что актуально для современных двигателей.
- октановое число топлива. ОЧ должно соответствовать степени сжатия. В зависимости от сочетания этих параметров двигатели классифицируются по степени форсирования (штатного, не путать с самопалом). Высокая степень форсирования, это не обязательно показатель современности двигателя. Есть примеры старых серийных двигателей высокой степени форсирования, как вынужденой меры. Наличие режимов с детонацией в таких двигателях гарантировано. Как следствие - большая чувствительность к настройке зажигания.
- момент зажигания. При раннем зажигании максимум давления от сжатия близок к максимуму давления от воспламенения. Чрезмерное увеличение суммарного давления приводит к детонации.
- температура двигателя и горючей смеси. Коментариев не надо.
- влажность воздуха. Вода естественный антидетонатор, при испарении охлаждает газы.
http://g.foto.radikal.ru/0610/b68edf926f0d.jpg - влияние УОЗ на появление детонации.
http://g.foto.radikal.ru/0610/3411e7e817dd.jpg - как детонация влияет на характеристики трамблера.
Контроль за детонацией. Для получения от двигателя наибольшей эффективности, в режимах где детонация не позволяет достичь оптимальных углов зажигания, момент зажигания необходимо максимально приблизить к зоне детонации. Для этой цели современные двигатели имеют обратную связь авторегулирования момента зажигания. Наиболее распространена система с акустическим датчиком детонации, которая при появлении признаков уменьшает УОЗ пропорционально уровню шумов детонации до момента ее исчезновения. Возврат к прежним углам происходит с более медленно. Наиболее продвинутые системы корректируют УОЗ для каждого цилиндра индивидуально.
Самовоспламенение, как и детонация, сопровождается дребезжащим звуком и падением мощности. Возникает от контакта смеси с перегретыми элементами камеры сгорания. Это прежде всего элементы с плохой теплопроводностью - нагар, неверно выбранные по конструкции и калильному числу свечи. Современный двигатель, работющий на обедненной смеси и качественном топливе при нормальной эксплуатации с проблемой нагарообразования не сталкивается, а работа двигателя с выключеным зажиганием отсекается системой ЭПХХ (для карбюраторных). Т.о., в погоне за "фирменными" свечами, надо знать их калильное число и то, что они могут отличаться от штатных только надежностью - мощности они не прибавят. О эксплуатации отдельно. Городской автомобиль, особенно в зимний период, часто работает в режиме старт/стоп, без прогрева и высоких скоростей. Это приводит к интенсивному нагарообразованию, что может привести к необратимым последствиям в виде "злегания" поршневых колец с потерей компрессии и даже с прогаранием в зоне кольцевых канавок. Двигателю, как и нам, полезны периодические пробежки на высокой скорости.
Здесь про детонацию, датчики и т.п.
http://www.autodata.ru/efisakh/knock_2.htm
http://www.volga-gaz.ru/gazvolga/esud/d_dd2.asp
http://nvtkg.narod.ru/FireNonSecrets.htm
http://www.oka-club.ru/forumnew/prin...0823&type=post
http://zid.nm.ru/text_kalil.htm
http://www.autogear.ru/pda/69/
http://www.microchip.ru/phorum/read....=35303&t=34587